Завод MINI в Оксфорде — столетие производства автомобилей

Завод в Оксфорде — первое в Великобритании и третье в мире предприятие, наладившее массовое производство автомобилей. Выпуск продукции здесь не прекращался с 1913 года. На протяжении последних 100 лет на заводе в Оксфорде выпускались автомобили 13 брендов.

Сегодня предприятие увеличивает объем производства и инвестиций, а также расширяет присутствие на рынке. Число работников завода MINI в Оксфорде составляет 3700 человек. Каждый день с конвейера завода сходит до 900 автомобилей.

С 1913 года в Оксфорде собирались автомобили множества британских и одного японского бренда, в том числе MG, Wolseley, Riley, Austin, Austin Healey, Mini, Vanden Plas, Princess, Triumph, Rover, Sterling и Honda, не считая «родного» бренда завода (Morris) и MINI. Кроме того, дочернее предприятие Pressed Steel Company, расположенное на территории того же комплекса в Коули, изготавливало кузова для Rolls-Royce, Bentley, Jaguar, MG, Standard Triumph, Ford и Hillman, а также штамповую оснастку для производства Alfa Romeo. Предприятие давно и успешно экспортирует автомобили: более полутора миллиона автомобилей MINI отправлено покупателям за границу.

Завод выпускал множество знаменитых моделей, в том числе Bullnose Morris, Morris Minor, Mini, индийский Hindustan Ambassador, а также современные MINI. В 1980-х на предприятии, хоть и недолго, производились автомобили Honda. С его конвейера сошли также некоторые не самые удачные модели, в том числе ранняя версия Riley Pathfinder, поднятая публикой на смех Morris Marina, угловатая модель Princess и один из первых в мире «говорящих автомобилей» Austin Maestro.

За 100 лет на заводе в Оксфорде сменилось восемь руководителей, первым из которых был основатель предприятия Уильям Моррис (William Morris). Он был учредителем, а также акционером Morris Motors до 1952 года, когда компания Morris слилась с давним соперником Austin, образовав корпорацию British Motor Corporation. Сам Моррис, к тому времени известный как лорд Наффилд, оставался председателем в течение еще шести месяцев, после чего ушел на пенсию. В начале 1960-х годов завод, число работников которого достигло 28 000 человек, выпускал уже очень широкий ряд моделей.

В 1967 году компания BMC была преобразована в British Motor Holdings после слияния с компанией Jaguar. В следующем году эта группа компаний была объединена с Leyland Motors, производящей грузовики (компании принадлежали также бренды Triumph и Rover), в результате образовалась корпорация British Leyland Motor Corporation. В 1974 году группу компаний ждала национализация, а затем ее несколько раз переименовывали. В 1986 году она получила название Rover Group. Ее руководитель Грэм Дэй (Graham Day) получил от правительства Тэтчер задачу приватизировать группу компаний, и в 1988 году эта группа была продана концерну British Aerospace. В 1994 году концерн British Aerospace перепродал группу компаний (в которую на тот момент входил и бренд Land Rover) концерну BMW Group.

Концерн BMW Group сделал большие вложения в бренд Rover, поскольку изначально ставил задачу наладить выпуск успешной замены для марки Mini. Но в 2000 году неблагоприятная конъюнктура рынка и невыгодный курс обмена побудили BMW продать бренд Rover консорциуму Phoenix Consortium, а бренд Land Rover — концерну Ford. В собственности концерна BMW остались бренд MINI, соответствующий завод в Оксфорде (ранее известный как «завод в Коули»), прессовочная фабрика в Суиндоне и новый завод двигателей в Хэмс Холле (возле Бирмингема), почти готовый к вводу в эксплуатацию.

Сегодня завод в Оксфорде переживает период расцвета, выпуская MINI в
разновидностях хэтчбек, кабриолет, родстер и купе, универсал Clubman и
коммерческий автомобиль Clubvan. В настоящее время на предприятии проходит масштабная дорогостоящая модернизация, в частности установка 1000 новых роботов, как в новом кузовном цеху, так и на существующих производственных линиях. Это ключевая составляющая программы инвестиций общим объемом 750 миллионов фунтов стерлингов, о которой было объявлено в прошлом году. Программа также предусматривает значительную модернизацию существующих основных фондов и установку нового оборудования на заводе двигателей в Хэмс Холле и на фабрике прессовки кузовов в Суиндоне.

За 100 лет своей истории завод в Оксфорде сыграл важную роль в жизни
Великобритании и многих других стран. На нем были заняты непосредственно сотни тысяч людей, а опосредованно он предоставил работу еще десяткам тысяч. У предприятиядавняя история успешного экспорта. В середине 1930-х годов на продукцию компании Morris приходилось почти 30 % британского экспорта. В 1950 году с конвейера завода сошла 100 000-я экспортная модель, Morris Minor. К 1962 году корпорация BMC, производя каждый год 850 000 автомобилей, поставляла 320 000 из них в 170 стран мира. Значительная часть этой продукции собиралась на заводе в Оксфорде. В начале 1960-х годов корпорация BMC, как и компания Morris за тридцать лет до этого, была крупнейшим экспортером Великобритании.

Завод в Оксфорде также играл ведущую роль в развитии промышленности огромного количества стран, производя десятки тысяч автомобилей для поставки в полностью разобранном состоянии и последующей сборки на заводах за границей. Такие автомобили собирались в Австралии, Аргентине, Бельгии, Гане, Голландии, Гонконге, Индии, Индонезии, Иране, Ирландии, Испании, Италии, Малайской Федерации, Мексике, Нигерии, Новой Зеландии, Танзании, Тринидаде, Турции, Уганде, Уругвае, а также на Кубе и Шри-Ланке, в странах Восточной Африки и т. д. К 1967 году автомобили для сборки составляли 40 % объема экспорта корпорации BMC. На более 20 иностранных заводах по всему миру производилась сборка автомобилей Morris Oxford, Minor, MGA, Mini, Morris 1100, а также коммерческих автомобилей. В наши дни завод в Оксфорде по-прежнему является активным экспортером: с 2001 года не менее 1,7 миллиона MINI было отправлено более чем в 100 стран мира.

Автомобили

На заводе в Оксфорде выпускались многие известные автомобили, некоторые из них произвели настоящую революцию в отрасли. Ниже перечислены модели, заслуживающие особого внимания.

Bullnose Morris Oxford, 1913–1926 гг.

Первый автомобиль Уильяма Морриса назывался Morris Oxford, но получил прозвище Bullnose («бычий нос») из-за характерного округлого обтекателя радиатора, выполненного из меди. Благодаря смелой политике снижения цен к 1924 г. автомобили Morris стали самыми популярными среди британских покупателей.


Morris Minor, 1928–1932 гг.

Этот компактный автомобиль пользовался популярностью благодаря доступной цене (компания Morris постепенно снизила ее до 100 фунтов стерлингов). Вместе с другой компактной моделью Austin Seven они значительно способствовали массовой популяризации автомобилей в Великобритании.

Morris Eight, 1935–1948 гг.

Эта бочкообразная модель Morris пользовалась немалой популярностью как до, так и после войны. Она пережила несколько модификаций и оставалась на британских дорогах до 1960-х гг.

Morris Minor, 1948–1971 гг.

Конструктор Алек Иссигонис (Alec Issigonis) разработал новую, более просторную модель Minor с улучшенной управляемостью, усовершенствованными рулевой и тормозной системами. Этот автомобиль пользовался огромным успехом. Minor стал первойм британской моделью, объем продаж которого превысил миллион. В связи с этим была выпущена ограниченная серия Minor Million в непопулярном сиреневом цвете. Minor выпускался в таких разновидностях, как седан, универсал Traveler с отделанным деревом кузовом, кабриолет, минивэн и пикап.

Morris Oxford III, 1956–1958 гг.

В 1950-х гг. компания Morris выпускала семейный автомобиль Oxford, обязанный своим названием первой модели Morris. Примечательным в этом довольно заурядном автомобиле стало то, что он лег в основу когда-то невероятно популярной в Индии модели Hindustan Ambassador (в 1957 году компания Morris передала соответствующей компании все оборудование для выпуска Oxford III). Модель Ambassador (или, как ее
ласково называют, Amby) до сих пор выпускается небольшими партиями.

BMC Mini, 1959–1969 гг.

Революционный автомобиль Mini стал еще одним творением Алека Иссигониса. Его передний привод с поперечным расположением двигателя, а также вместительный багажный отсек задали новые стандарты конструкции компактных автомобилей. В результате доработки в «картинговом» стиле была создана спортивная модель Mini Cooper, несмотря на всю свою компактность, одержавшая ряд сенсационных побед на гоночных трассах. Этот автомобиль, не относящийся к какому-либо классу, пользовался невероятной популярностью как в Великобритании, так и в других странах. Он стал самым известным и самым массовым британским автомобилем, и для его обозначения в английском языке даже появилось новое слово. На заводе Оксфорд Mini выпускался с 1959 по 1969 годы. После этого автомобиль производился преимущественно на заводе в Лонгбридже (Бирмингем) и был окончательно снят с производства в 2000 году.

BMC 1100/1300, 1962–1974 гг.

Это была вторая модель Иссигониса с передним приводом. По существу она представляла собой увеличенный вариант MINI с дизайном от фирмы Pininfarina и гидрокаучуковой подвеской Hydrolastic. Будучи самым прогрессивным компактным семейным автомобилем своего времени, он продавался даже быстрее, чем MINI, и в течение 10 лет оставался лидером продаж на территории Великобритании. Изначально выпущенный на рынок под брендом Morris, он также продавался под брендами Austin, MG, Riley, Vanden Plas и Wolseley в разных вариантах кузова (купе, седан и универсал).

Morris Marina, 1971–1980 гг.

Хотя модель Marina отличалась простой механикой и многим современникам казалась смешной, она превзошла по популярности автомобиль Ford Cortina и несколько лет входила в число пяти лидеров продаж, являясь основным источником дохода завода в 1970-х годах. Интересно, что Marina с кузовом купе стоила дешевле, чем седан той же модели. В 1980 году ей на смену пришла несколько измененная модель Ital, ставшая последним автомобилем бренда Morris. Как и в случае с предшествующей моделью (Minor), объем продаж Marina перевалил за миллионную отметку.

Triumph Acclaim, 1981–1984 гг.

Автомобиль Acclaim, в сущности, представлял собой переименованный Honda Civic. Это была «временная» модель, выпущенная в результате необычной сделки, заключенной в 1979 году между BL Cars и Honda. Так компания BL хотела заполнить пробел между выпуском Austin miniMetro в 1980 году и Austin Maestro в 1983 году. Производственные линии, на которых собиралась модель Acclaim, были разработаны компанией Honda и положили начало роботизации завода в Оксфорде. Модель Acclaim — первый японский автомобиль, выпущенный в Великобритании, а также последний автомобиль в модельном ряду Triumph. В результате партнерства между BL и Honda японская компания открыла собственный завод в Суиндоне.

Rover 800 1986-9/Honda Legend 1986-8, 1986–1988 гг.

Эти автомобили бизнес-класса интересны тем, что созданы совместными усилиями инженеров Rover и Honda. У обеих моделей были кузова одинаковой конструкции, идентичные подвески и частично трансмиссии. Различия заключались в уникальном дизайне кузова и салона. На заводе в Оксфорде выпускалась не только модель Rover 800, но и ее «сестра» Honda Legend (правда, недолго). Модель 800 также была частью масштабной программы экспорта в США, развернутой в середине 1980-х годов под брендом Sterling. Результатом сотрудничества стал плодотворный период, в течение которого на заводе начали использоваться японские методы своевременного производства и непрерывного совершенствования. В конечном итоге это привело к существенному повышению качества сборки автомобилей.

Rover 75, 1999–2000 гг.

Первым и единственным автомобилем Rover, разработанным в тот период, когда владельцем бренда был концерн BMW Group, стала элегантная и стильная модель 75. Ее выпуск ознаменовал заметное повышение стандартов качества и динамичности для бренда в целом. После того как концерн BMW продал бренд Rover в 2000 году, производство было перенесено в Лонгбридж (Бирмингем) и свернуто в 2005 году. Вариации этой модели по-прежнему выпускаются в Китае под названиями Roewe и MG.

MINI, 2001–2006 гг.

На смену классическому Mini пришел абсолютно новый MINI — намного более сложный суперкомпактный автомобиль премиум-класса. Как и его предшественник в свое время, MINI произвел настоящую революцию на рынке. Он завоевал широкую популярность благодаря как дизайну, в котором в современном стиле реализованы мотивы классического Mini, так и превосходной управляемости, оригинальному дизайну салона и высокому качеству сборки. Кроме того, отличительной чертой нового MINI стали немыслимые ранее для компактных автомобилей возможности персонализации, что породило актуальную и сейчас тенденцию на рынке. Объем продаж этого автомобиля изначально превзошел все ожидания (в отличие от классического Mini). В 2002 году была выпущена соответствующая модель-кабриолет.

MINI, 2006 год — наши дни

MINI Hatch нового поколения стал следующим этапом развития концепции 2001 года. Это более просторный автомобиль, отличающийся более сложными технологиями, более прогрессивными двигателями (преимущественно британской сборки), расширенной комплектацией и более широкими возможностями конфигурирования. В 2007 году семейство MINI пополнилось универсалом Clubman, в 2012 — моделями MINI Coupe и MINI Roadster, а также коммерческим автомобилем Clubvan. В 2007 году
увидела свет обновленная версия популярного кабриолета.

 

 

 

 

Контакты автосалона

Москва, Новорижское ш., 8 км. от МКАД

Другие новости

На протяжении трех поколений и свыше 50 лет имя Джона Купера прочно ассоциируется с особенным удовольствием от вождения MINI.

Больше

MINI впервые выступил официальным партнером заключительной вечеринки Grammy, устроенной в Голливуде после 55-го вручения премии.

Больше

Уникальное событие во французском Тине — спортсмен-экстремал Герлен Шишери за рулем MINI исполнил первый в мире автомобильный бэкфлип.

Больше